Тайны военного аэродрома

Нашли двигатель самолета, который был сбит в первый день войны  Подготовила Алена СИНЕВИЧ при содействии поисковой группы «Рубон»Часть самолета, сбитого немцами в первые дни войны, найдена в районе деревни Каролино на краю леса.

Находку обнаружила поисковая группа военной истории «Рубон» вместе с двумя местными жителями. Как утверждают люди в деревне, машина разбилась в бою 22 июня 1941 года. Летчик сумел покинуть кабину на парашюте.
Но, по воспоминаниям сельчан, после приземления к нему подъехала машина с советскими военнослужащими, после чего пилот был расстрелян в лесном урочище за дорогой. Тяжелый двигатель остался лежать именно на том взгорке, где разбился самолет. Его могли видеть из окон жители близлежащих коттеджей. Тем не менее заметили ржавую деталь только сейчас.

Найти неизвестного летчика
– При первичном осмотре я установил, что мотор может быть одним из трех М-25В, М-62, М-63, – рассказал Дмитрий Киенко, магистрант исторического факультета ГрГУ, участник экспедиции. – Мы надеемся установить полк, откуда был самолет, а затем, проверив списки погибших пилотов полка и сравнив номер двигателя, найти и летчика. Надеюсь, что нам удастся вернуть из полета длиной в 66 лет еще одного летчика из общего списка, состоящего из 12 человек, которые отправились в свой последний вылет в первый день войны под Гродно.
После этого, как полагают поисковики, появится возможность установить родственников и связаться с ними. Такой опыт у «Рубона» уже был, два с половиной года назад были обнаружены останки двух бойцов, и через некоторое время на Гродненщину из Волгограда приехала сестра одного из них, найдя брата через 60 лет.

«Бомбят Гродно, высылайте помощь, погибаем…»
К сожалению, о действиях авиации над Гродно в летних боях 1941 года практически ничего не известно. Наряду с сухопутными частями пограничных войск 22 июня 1941 года в бой с немецкими захватчиками вступили и авиационные части, дислоцированные на западной границе. Десятая авиационная эскадрилья погранвоск размещалась на аэродроме  «Каролино»  юго-западнее Гродно.
На аэродроме «Каролино» в ночь с 21 на 22 июня 1941 года базировалось не более шести самолетов. То есть здесь находилось два авиазвена из четырех штатных.
Накануне войны командовал эскадрильей старший лейтенант Я.Н. Суетин, по другим данным – старший лейтенант Ремезов (Кудрявцев), заместителем у него был лейтенант А.А. Астахов, заместитель командира по политчасти – старший политрук Харламов.
 При налете на Гродно утром 22 июня личный состав эскадрильи по боевой тревоге прибыл на аэродром, которого практически уже не существовало.
 С началом войны командир эскадрильи в адрес командира авиабригады направил открытым текстом радиограмму: «Бомбят Гродно, высылайте авиацию из Минска, погибаем». Как свидетельствуют очевидцы, в воздух до начала бомбежки успело подняться  звено из трех самолетов. Вести воздушный бой на не предназначенных для этого Р-10 было невозможно. Таким образом, не вернулись из полета летчики-пограничники лейтенанты А.А. Астахов, В.Т. Пыжов и С.К.Фадеев.

Последний полет
Авиаторы, стараясь спасти машины, пытались вывести их из-под удара немецких самолетов. Так ушли в свой последний полет старший лейтенант В.Г. Красовский и лейтенант Н.И. Андрющенко. Пропали без вести в районе Гродно старший лейтенант И.С. Рылин, С.А. Васележенко, П.Р. Пашинин и другие военнослужащие, чьи имена установить не удалось.
В первой половине дня 22 июня 1941 года был передан приказ помощника начальника погранвойск НКВД СССР по авиации И.М. Чупрова о передаче летно-технического состава и самолетов в Россь, в расположение 13-го бомбардировочного полка 9-й смешанной авиадивизии. А части обеспечения должны были передислоцироваться в Дзержинск и влиться в состав 16-го пограничного отряда.
Очевидец тех далеких событий бывший замполитрука Воробьев вспоминает: «В момент налета у нас было только три самолета. Дежурные, которые поднялись с аэродрома, больше к нам не вернулись. Позже мы получили приказ уничтожить все оборонные запасы, отправиться на восток: кто в Дзержинск, а кто в Россь».