На морском песочке
Снова и снова предлагали отдохнуть на туристической ярмаркеИнна МАКСИМЧИКТри дня гродненцы имели возможность выбрать, как провести отпуск без лишних звонков и поисков.
Балтийский штурм
Наступающий летний сезон не принес кардинальных перемен ни в направлениях для отдыха, ни в ценах. Путевки в этом году не подорожают и даже могут быть дешевле за счет дополнительных чартерных рейсов из Минска. Есть варианты улететь в жаркие страны из Киева, Москвы, Варшавы, Вильнюса, что также экономнее.
Среди 17 участников выставки у каждого, кроме традиционных схем, были новинки, «изюминки» сезона. Если Литва и Польша давно присутствуют на белорусском рынке туруслуг, то после долгого перерыва довольно активно предлагает себя Латвия. Наконец без проблем летом можно будет отдохнуть в Юрмале или съездить на уикенд в Ригу. При этом гарантируется получение визы.
Заинтересовались горожане и курортами Европы с отдыхом на море. Присматриваются к путешествиям по Испании, Италии. В свою очередь, и предложения самые разные: от автобусных туров с перечнем разных городов до отдыха на курортах Средиземного моря по программе «все включено». Новость сезона – неделя на Сицилии в придачу к путешествию по Италии. Однако визовая проблема в зоне шенгена все же остается. Требования обременительные и строгие. Если, например, выезжает один родитель с ребенком в Италию, необходим апостиль министра юстиции Беларуси.
Крымское лето по-прежнему не теряет привлекательности для отпускника. Правда, ненавязчивый сервис и грязь на побережье могут все же склонить чашу весов в сторону турецкого берега. Кстати, именно в этом направлении больше всего горящих путевок. Например, в мае два человека еще могут отдохнуть в четырехзвездочном отеле по программе «все включено» чуть больше чем за 1000 у.е.
Насчет того, что горожане все охотнее хотят посетить агроусадьбы, пришлось поверить на слово Николаю Братанюку, одному из организаторов выставки. К сожалению, ни одного представителя «натурального хозяйства» на ярмарке не было. Не произошло изменений в предложениях по детскому и молодежному отдыху. Как и всегда, летом отправить школьника можно в Болгарию, Крым, Словакию. В Чехии предлагается замечательный, но дорогой (десять дней – почти 400 евро) молодежный лагерь. Возможно, есть летние лагеря в Польше и Литве, Германии, но рекламируются слабо, узнать о них можно лишь случайно.
Зато в последнее время значительно расширилась презентация самого областного центра и его достопримечательностей. Обновляется туристический сайт, создан рекламный стенд, издан буклет «Гродно туристический», открыт по улице Горького городской информационный центр. Как сообщил начальник отдела физкультуры, спорта и туризма горисполкома Владимир Чигиринов, впервые в этом году на туризм выделено 30 миллионов белорусских рублей, прежде всего на информационные услуги. Именно за эти средства появляются в Гродно карты-схемы исторического центра, планируется обозначить старинные и мемориальные здания, откроются смотровые площадки.
Не обошлось на выставке и без уже традиционного представления отдыха на Августовском канале. Специализируется на нем гродненский оператор – «Немново-тур», активно сотрудничая с областным туристско-спортивным союзом. Уже есть первые группы и заказы, однако для того, чтобы отдых на канале был массовым, по мнению генерального консула РП в Гродно Анджея Крентовского, нужен сервис и еще раз сервис.
За пределами ярмарки гродненские фирмы в целом слабо рекламируют свои туры. Во многом это объясняется тем, что основной доход им приносят либо специализация на каком-то одном или нескольких направлениях (и тогда о них все знают), либо услуги в получении виз, но, увы, не поиск собственных клиентов.
Отчасти, может быть, этим объяснялась довольно низкая активность жителей. «Лето-2007» посетители не штурмовали. Явно недоставало в городе информации и о том, что ждет на выставке клиента, будут ли скидки на путевки, как на ярмарке в Минске. Оказалось, что программа предусматривала и экскурсию по городу (она не состоялась), и презентацию турпродукта некоторых фирм. На этот раз журналистам предоставили возможность самим узнавать, что происходит. Программа досталась не всем, а информационных папок с общим предложением и вовсе не было.
Уже в понедельник выставочный зал начал готовиться к следующему вернисажу, а путь к путевке вновь стал значительно тернистее и длиннее. Могу доказать это на собственном примере, поскольку планирую отпуск в июне. Выбирала тур я несколько недель, однако по телефону в Гродно никто не мог дать полной информации. Пришлось прибегнуть сначала к Интернету, затем к совету знакомого – бывалого путешественника, и найти тур, минуя гродненское предложение.