На морском песочке

Снова и снова предлагали отдохнуть на туристической ярмаркеИнна МАКСИМЧИКТри дня гродненцы имели возможность выбрать, как провести отпуск без лишних звонков и поисков.

В выставочном зале по улице Э. Ожешко с пятницы по воскресенье проходила третья городская туристическая ярмарка «Лето-2007». Египет, Турция, Крым и белорусские санатории, как всегда,  были лидерами среди предложений.

Балтийский штурм
Наступающий летний сезон не принес кардинальных перемен ни в направлениях для отдыха, ни в ценах. Путевки в этом году не подорожают и даже могут быть дешевле за счет дополнительных чартерных рейсов из Минска. Есть варианты улететь в жаркие страны из Киева, Москвы, Варшавы, Вильнюса, что также экономнее.
Среди 17 участников выставки у каждого, кроме традиционных схем, были новинки, «изюминки» сезона. Если Литва и Польша давно присутствуют на белорусском рынке туруслуг, то после долгого перерыва довольно активно предлагает себя Латвия. Наконец без проблем летом можно будет отдохнуть в Юрмале или съездить на уикенд в Ригу. При этом гарантируется получение визы.
Заинтересовались горожане и  курортами Европы с отдыхом на море. Присматриваются к путешествиям по Испании, Италии. В свою очередь, и предложения самые разные: от автобусных туров с перечнем разных городов до отдыха на курортах Средиземного моря по программе «все включено». Новость сезона – неделя на Сицилии в придачу к путешествию по Италии. Однако визовая проблема в зоне шенгена все же остается. Требования обременительные и строгие. Если, например, выезжает один родитель с ребенком в Италию, необходим апостиль министра юстиции Беларуси.   
Крымское лето по-прежнему не теряет привлекательности для отпускника. Правда, ненавязчивый сервис и грязь на побережье могут все же склонить чашу весов в сторону турецкого берега. Кстати,  именно в этом направлении больше всего горящих путевок. Например, в мае два человека еще могут отдохнуть в четырехзвездочном отеле  по программе «все включено» чуть больше чем за 1000 у.е.

Дорога к путевке
Насчет того, что горожане все охотнее хотят посетить агроусадьбы, пришлось поверить на слово Николаю Братанюку, одному из организаторов выставки. К сожалению, ни одного представителя «натурального хозяйства» на ярмарке не было. Не произошло изменений в предложениях по детскому и молодежному отдыху. Как и всегда, летом отправить школьника можно в Болгарию, Крым, Словакию. В Чехии предлагается замечательный, но дорогой (десять дней – почти 400 евро) молодежный лагерь. Возможно, есть летние лагеря в Польше и Литве, Германии, но рекламируются слабо, узнать о них можно лишь случайно.
Зато в последнее время значительно расширилась презентация самого областного центра и его достопримечательностей. Обновляется туристический сайт, создан рекламный стенд, издан буклет «Гродно туристический»,  открыт по улице Горького городской информационный центр. Как сообщил начальник отдела физкультуры, спорта и туризма горисполкома Владимир Чигиринов, впервые в этом году на туризм выделено 30 миллионов белорусских рублей, прежде всего на информационные услуги. Именно за эти средства появляются в Гродно карты-схемы исторического центра, планируется обозначить старинные и мемориальные здания, откроются смотровые площадки.
Не обошлось на выставке и без уже традиционного представления отдыха на Августовском канале. Специализируется на нем гродненский оператор – «Немново-тур», активно сотрудничая с областным туристско-спортивным союзом. Уже есть первые группы и заказы, однако для того, чтобы отдых на канале был массовым, по мнению генерального консула РП в Гродно Анджея Крентовского, нужен сервис и еще раз сервис.
За пределами ярмарки гродненские фирмы  в целом  слабо рекламируют свои туры. Во многом это объясняется тем, что основной доход им приносят либо специализация на каком-то одном или нескольких направлениях (и тогда о них все знают), либо услуги в получении виз, но, увы, не поиск собственных клиентов.  
Отчасти, может быть,  этим объяснялась довольно низкая активность жителей. «Лето-2007» посетители не штурмовали. Явно недоставало в городе информации и о том, что ждет на выставке клиента, будут ли скидки на путевки, как на ярмарке в Минске. Оказалось, что программа предусматривала и экскурсию по городу (она не состоялась), и презентацию турпродукта некоторых фирм. На этот раз журналистам предоставили возможность самим узнавать, что происходит. Программа досталась не всем, а информационных папок с общим предложением и вовсе не было.
Уже в понедельник выставочный зал начал готовиться к следующему вернисажу, а путь к путевке вновь стал значительно тернистее и длиннее. Могу доказать это на собственном примере, поскольку планирую отпуск в июне. Выбирала тур я несколько недель, однако по телефону в Гродно никто не мог дать полной информации. Пришлось прибегнуть сначала к Интернету, затем к совету знакомого – бывалого путешественника, и найти тур, минуя гродненское предложение.