Подкова на счастье

Разведение лошадей стало прибыльным деломАлександр ЛЕВКЕВИЧ       Лошади буквально «озеленили» гродненское хозяйство. Вот уже несколько лет в СПК «Прогресс-Вертелишки» разводят элитных скакунов и получают за это большие деньги.

Местный конно-спортивный комплекс в прошлом году продал 107 лошадей, заработав 768 тысяч долларов. В этом году за своих питомцев планируют выручить уже миллион долларов. Для этого планируют улучшать качество тренинга молодняка, что позволит увеличить цену.

Как попасть в московскую конюшню
Здесь занимаются разведением спортивных пород – ганноверской и тракененской. Они пользуются неизменным спросом на внутреннем и особенно на внешнем рынке. Основными покупателями являются Россия (все конно-спортивные клубы Москвы и три клуба Санкт-Петербурга), Германия, Польша, Бельгия и Франция. Продают своих питомцев и богатым людям, и те платят большие деньги. В прошлом году частникам – белорусам и россиянам – продали 36 лошадей.
А недавно подписан контракт на поставку 25 скакунов в конный полк милиции Москвы. Как рассказал Анатолий Трофимчук, главный специалист по коневодству СПК «Прогресс-Вертелишки», первоначальная цена спортивной лошади – 5 тысяч долларов, средняя – 11 тысяч. А вот жеребец Аналог стоит уже 50 тысяч и в этом году будет продан.
– Выращивание лошадей – очень трудоемкий процесс. Специалисты должны быть фанатиками и знатоками своего дела, – рассказывает Анатолий Трофимчук. – Ведь чтобы лошадь, сначала необъезженная, стала давать результат на соревнованиях, с нею нужно примерно год работать в манеже. А чем лучше она подготовлена, тем дороже стоит.  

Димедрол для скакуна
Тренинг «ганноверцев» и «тракененцев» начинается с двухлетнего возраста. Их приучивают к человеку, к работе в упряжи и под седлом. Большую роль в их подготовке играет порода и характер.  К каждому животному необходимо найти индивидуальный подход, и лучше всего это достигается при помощи ласки. В начале обучения лошадям вводят успокаивающие средства – без них работать не только сложно, но и опасно.
…Вместе с ветврачом Василием Семашко заходим в ливаду – огражденное место для выгула. К нам, изучающе поглядывая, тут же подошли несколько лошадок.
– Не пугайтесь, эти попрошайки просто ждут угощения, – смеется Василий. – К нам часто приезжают экскурсии, и дети подкармливают животных.
Не дождавшись подарков, кобыла решила попробовать на вкус рукав моей куртки. И тут мне стало стыдно за свои пустые карманы… Внезапно вдали раздался скрип ворот конюшни. «Давайте-ка в сторону!» – крикнул Василий. В тот же момент табун устремился к воротам. «Они давно привыкли определять по звуку время обеда, – объяснил ветврач. – Сейчас их ждет овес».

Гранд-великан
Заходим в конюшню к жеребцам-производителям.  Гранд – самый рослый в хозяйстве (176 сантиметров в холке), и все его дети унаследовали красоту и рост отца. Он тревожно ржет, когда Василий выводит его из загона, и в знак солидарности ржание поддерживают остальные жеребцы. Кстати, у всех лошадей в хозяйстве есть клички. При этом для ганноверской породы заглавная буква должна быть такой же, как у отца, а в середине клички нужно использовать заглавную матери. Например, Лабиринт: отец – Ландрин, мать – Биржа. У лошадей тракененской породы – все  наоборот.
Первые старты в соревнованиях по конному спорту у молодой лошади происходят в четырехлетнем возрасте. Спешка не нужна – до четырех лет животное растет и формируется. Кстати, в хозяйстве гордятся тем, что два воспитанника – жеребцы Бойд и Аналог – принимали участие в соревнованиях по конкуру в составе сборной Беларуси. Еще одна лошадь, по словам Анатолия Трофимчука, будет участвовать в Олимпийских играх-2008 в Пекине.