Узкие рельсы

Ажиотаж на «железке» увеличит число поездов в КузницуАлёна СИНЕВИЧЧтобы сесть на утренний поезд в Кузницу, нужно занимать очередь за несколько часов до отправления. Теперь на одну электричку могут попасть только до 220 пассажиров. Остальные ждут своей очереди на следующий состав.

Как рассказал начальник гродненского вокзала Александр Соколовский, продается чуть больше билетов на «польскую» электричку, чем в составе сидячих мест. «Иначе начинается столпотворение, – заметил он. – Резкий скачок пассажиропотока привел к тому, что в зале ожидания скапливаются люди. Мы перевозим в два раза больше пассажиров ежемесячно, чем  год назад». Одни покупают билеты по 10 штук и потом продают их в два раза дороже, а другие не могут добраться по делам до Белостока.
«Мне нужно в Кузницу в аптеку за лекарством для ребенка, а я не могу взять билет!» – возмущается Наталья, которой не удалось пересечь границу в пятницу. В понедельник, несмотря на праздничный день в Польше, утром уехало 212 человек, в обед – 160. Кстати, еще несколько дней назад на железнодорожном вокзале висело объявление с указанием о том, что число пассажирских мест ограничено. Но уже в понедельник оно исчезло.
Каждые сутки в Кузницу отправляются четыре состава, причем самый популярный – утренний. В январе–феврале там помещалось по 300–350 пассажиров, в основном это «челноки», зарабатывающие перевозкой спиртного, сигарет и мелких партий товара. Как сообщили сотрудники пограничных служб, ажиотаж на железной дороге связан с ограничением на вывоз топлива и перемещения через границу товара с 1 марта. Хотя официального запрета на подсадку нет, автовладельцы теперь неохотно подвозят попутчиков. «Я не рискну взять человека на подсадку, как делал это раньше, – рассказал один из перевозчиков солярки. – Если окажется, что пассажир слишком часто пересекает границу, меня могут завернуть на “красный коридор”».
В отделении погранконтроля, расположенном на вокзале, считают введение лимита обоснованным. Начальник отделения подполковник Николай Воловодов сообщил: «Это сделано в интересах пассажиров, чтобы те, кто купил билеты на международный состав, могли нормально, в комфортных условиях пересечь границу». – Конечно, лучше будет всем, если увеличат число поездов, а мы готовы оформлять их беспрерывно». Как нам стало известно, проектная вместимость зала накопления (там, где расположены фришопы) – лишь 150 человек. В час пик там начинается давка. По информации Александра Соколовского, ведутся переговоры о включении в расписание еще двух составов, которые будут курсировать между Гродно и Кузницей. Как он сообщил, предварительное согласие из Варшавы уже получено, и вопрос может решиться в течение недели.


Польша и Литва по дороге к Шенгену усложнили путь получения виз

Инна МАКСИМЧИК

С первого апреля действующая польская виза в заштампованном белорусском паспорте не станет основанием для пересечения границы.

Раньше, если в паспорте не оставалось свободных страниц, а срок действия польской визы еще не закончился, человек получал новый паспорт, а старый мог оставить на срок действия визы. В непригодном для выезда документе просто пробивали дырки. 
Как сообщили в Генеральном консульстве Республики Польша в Гродно, подобная практика теперь не действует. Собственно, запретительные решения относительно двойного паспорта в Польше были приняты раньше, но польская сторона пока не следила за их соблюдением. Нельзя теперь и перенести действующую визу в новый  паспорт. Необходимо получить визу еще раз.
Литовские дипломатические миссии в марте прекратили выдавать коллективные визы. Теперь для въезда в страну необходимо получить однократную визу стоимостью пять евро. Напомним, если собиралась группа от пяти человек, можно было оформить групповую однократную визу,  при этом каждый человек платил по одному евро, составлялся общий список, и не нужно было вклеивать такую визу в паспорта. По данным Генерального консульства Литовской Республики в Гродно, с первого апреля однократную визу в Литву нельзя будет получить только на основании страхового полиса. Кроме страховки, необходимо финансовое подтверждение. Это могут быть дорожные чеки на сумму не менее 40 евро на каждый день пребывания. Подтвердит платежеспособность и кредитная карточка со справкой банка о наличии на ней средств не менее указанной суммы.
Новшества, которые несколько усложняют доступ в Польшу и Литву,   дипломаты объясняют  подготовкой ко входу  этих стран в зону Шенгенского соглашения, предположительно это произойдет в январе 2008 года.