Когда умирает образ

Танцы без фольклораЮлия РадюкВ Международный  день театра  (отмечается 27 марта) о  направлении модерн корреспондент «Вечёрки» беседовала с хореографом областного драматического театра и руководителем танц-театра «Галерея» Александром Тебеньковым.

Что представляет собой современный танец и современное искусство вообще? Многие говорят о его бездуховности.
– Есть такая точка зрения. Но искусство ХIХ века, которое во главу угла ставило гармонию и реализм, умерло. Его больше нет. Законы, по которым создаются произведения, уже другие. И современное искусство требует определенной подготовки. Непосвященному человеку оно может быть непонятно и примитивно на первый взгляд. Кому-то, наоборот, покажется страшно интересным и захватывающим. Все зависит от личности.

Что необходимо для творчества?
– От суеты отойти. Жизнь заставляет заниматься массой вещей, которые тебе совсем не близки. Чтобы жить, делаешь какие-то проекты, которые от тебя требуются. И, чтобы делать что-то свое, нужно забыть все и погрузиться в определенное состояние. А это сложно. Например, на последнюю работу убили целый отпуск (не было другого времени), но зато есть теперь спектакль на троих «Без видимых причин», с которым уже неоднократно выступали на разных площадках.

С кем «Галерея» сотрудничает?
– У нас много контактов с разными хореографами и группами. Но не все замыслы удается организовать так, как того хотелось бы. Даже прочно сложившиеся коллективы порой испытывают страшные материальные затруднения. Особенно в странах СНГ.
Сейчас планируем приезд танцевальной группы из Сан-Франциско, «Liss Fain Dance». Если они получат грант, то выступят в Гродно этой осенью. Я им уже выслал приглашение, и драмтеатр готов предоставить площадку.

Почему, на ваш взгляд, в Европе и США культурная жизнь организована очень плотно, а нам до такого далеко?
– Причины нужно искать в общественном устройстве. На Западе все ориентировано на инновации, начиная от технологий и заканчивая искусством. А у нас с этим делом напряженнее. Все на старых формах. Рушники и фольклор – это хорошо, они должны существовать в каких-то лучших образцах. Но надо же как-то и развиваться.

Почему тогда вы здесь?
– У меня много знакомых в Америке, сам почти месяц там работал. Но я не хочу там жить в отличие от многих. Говорю это от чистого сердца. В Америке, может быть, даже меньше творчества, чем у нас, потому что общество под прессом: надо делать деньги. Как? Зачем? Иногда даже нет возможности подумать. Сама жизнь там параллельно-перпендикулярна. Все чисто, хорошо, а глазу не на чем остановиться.

Вы 10 лет преподаете танец в детской балет-студии «Фолюш». Какие номера создаете?
– Разные. Ставили несколько спектаклей в стиле модерн. Уходит человек – умирает произведение. Может, это и хорошо… Сейчас поколение воспитанников окончило школу, разъехалось кто куда, но многие выбрали себе творческие профессии. В студии занимаются группы младшего (6–8 лет) и среднего (9–13 лет) возраста. У средней группы активная концертная жизнь. Они часто выступают.  В мае и июне участвовали в двух международных фестивалях: «Золотая пчелка» в Климовичах и Международном фестивале балета «ВВF-5» в латвийском Даугавпилсе. На обоих прекрасно выступили и заняли первые места. Так что с ними уже можно начинать заниматься серьезными вещами.

Есть в «Галерее» воспитанники «Фолюша»?
– Да, конечно. В последнем спектакле участвует Саша Молочникова, которая с восьми лет занимается танцем.

Как можете охарактеризовать ваш коллектив?
– Люди, которые знают, чем занимаются и для чего существуют на сцене. А это не так уж часто встречается.  

Какие из своих работ считаете лучшими?
– «Тишина», «Гипотенуза круга». Последний спектакль «Без видимых причин» мне, например, тоже нравится. Есть, конечно, и проходные работы. Но, говорят, если есть три произведения, за которые самому не стыдно, то прожил не зря.