Лицом к облакам

Ракурсы современного портретаСтриженый затылок смотрит на зрителя, а взгляд устремлен к облакам. Что именно видит известный польский комедиограф Станислав Тым, знают только он и фотограф. Вот, собственно, и весь портрет… Инна МАКСИМЧИК

Польского фотохудожника Кшиштофа Гералтовского называют магом портрета. В Гродно мастер приехал на открытие персональной выставки в Городском выставочном зале и, кроме презентации своего творчества, два дня проводил мастер-класс.
 Его работы делают человека знаменитым или подтверждают популярность. Они концептуальны, наполнены эмоциями, движением и деталями. При этом сложены из личного отношения и ассоциаций самого автора. «В них все, что я знаю о своем герое и что чувствую. Я думаю о людях и экспериментирую», – говорит Кшиштоф Гералтовский. Художнику он расписывает лицо. Комедианту надевает на голову чашу для салата. Авангардист «собран» из частей головы. Светлый, почти бесплотный образ девушки объединил всех женщин, которые могли бы войти в жизнь Кшиштофа за те двадцать лет, что он живет со своей второй женой. «Кто они: Бася, Аня, Маргарита?… Я так долго долбил по клавише компьютера, пока образ не стал прозрачным, получился бесплотный дух», – рассказал мастер в небольшом интервью «Вечёрке».
Главное – это идея, внушает он молодым фотографам, все остальное – техника и технология. «На этом портрете – мой друг. Мне сделали заказ для журнала, когда он был болен, не было половины шеи. Я поместил его лицо в клетку с мотыльками», – наша экскурсия по выставке становилась все более интригующей. Для директора национальной библиотеки Гералтовский вырезал из картона горы, а от знаменитого графика на портрете остался только глаз, ведь самое важное для этой профессии – умение видеть.
Фантаста Станислава Лема снимал три раза, хотел передать мистическую атмосферу, открыть тайну разума. В итоге одна половина лица оказалась в темноте.  Гералтовский постоянно  манипулирует светом.  Он то выхватывает надменный взгляд дамы из сумеречных далей, то прячет образ за второстепенными деталями, то максимально приближает модель к объективу.   
«Не хочу, чтобы меня считали классиком черно-белой фотографии, поэтому постоянно выпрыгиваю из собственного имиджа», – утверждает Кшиштоф Гералтовский. Только одному он верен уже много лет – портрету, хотя начинал с репортажной съемки, долго был популярным фотографом моды. Он хорошо помнит, как снимал свою первую работу – известного польского математика Хуго Штейнзхауза. Понравилось, и с тех пор выбирает только этот жанр.
Известность не избавляет от конкуренции, считает один из самых высокооплачиваемых фотомастеров Польши. Приходится постоянно бороться, чтобы оставаться на плаву. Именно так он и отобразил себя в автопортрете – среди синих, тяжелых волн.  «Я маленький, но я сильный», – говорит про себя мастер. Гералтовский в прекрасной творческой форме, обаятелен и полон  идей. После открытия выставки уехал на съемки в небольшое местечко под Белостоком: «Буду снимать художника-пейзажиста. Он никогда у вас не был, но считает себя белорусским художником».
После Гродно работы Кшиштофа Гералтовского смогут посмотреть в столице в Музее современного изобразительного искусства и Витебске. Выставка организована под патронатом Польского института в Минске.