Пивовары потеснились

Сняты ограничения на продажу российского пиваС первого марта сняты ограничения на импорт российского пива. Крупные производители, чтобы сохранить место на рынке, приглашают иностранных инвесторов. Мелкие могут и вовсе исчезнуть.

В Гродненской области сегодня действуют два пивоваренных завода. На ОАО «Лидский пивзавод» ведутся серьезные переговоры о прямых инвестициях. На  УДП «Гродненский пивзавод» отрабатывают долги и готовятся к закрытию. Кстати, до сих пор остается в силе решение правительства о строительстве в городе нового пивоваренного предприятия с иностранным капиталом.

Вместо пива вода и квас
О том, что пивной рынок, после четырехлетнего перерыва откроется для россиян, было известно и раньше.  Соответствующее постановление Совета Министров № 131 принято 14 сентября прошлого года. Проанализировав ситуацию, на лидском пивзаводе в 2007-м году решили сделать ставку на слабоалкогольные и  безалкогольные напитки: квас, питьевую воду. «Сегодня важно четко определить, кто чем отличается. Мы рассчитываем на аудиторию без возрастных  ограничений, – рассказал директор по маркетингу ОАО «Лидское пиво» Юрий Панченко. – В отношении пива будем в категории «премиум» предлагать «Три короля», в низком ценовом сегменте – «Лидское».
Директор по маркетингу подтвердил, что на предприятии идут серьезные переговоры с голландской компанией «Hеineken» и холдингом BBH, готовыми на прямые инвестиции в лидское пиво. После собрания акционеров уже весной могут быть заключены договоры.
Возросшая конкуренция с российским продуктом здесь воспринимается как неравная. Прежде всего из-за финансов, вложенных в рекламу. Мы в состоянии показать наш ролик один раз в неделю, а та же «Балтика»  – каждые пять минут, говорят лидские пивовары.  Для них очевидно, что Россия решила всерьез заполонить белорусский рынок. «Некоторые компании в Беларуси продают пиво дешевле, чем у себя. Сейчас развернулась борьба за то, кто последним войдет в страну», – считает Юрий Панченко.
Возвращение соседей между тем отражает общую тенденцию к глобализации пивного рынка. Мелким заводам остается  переориентироваться и «выпекать булочки».

Танцпол у Кунца
  Нечто подобное пытаются сделать в Гродно. Не секрет, что судьба гродненского пивзавода предрешена. В государственной программе развития отрасли на 2006–2010 годы этому предприятию не доведены производственные показатели. Фактически оно уже исчезло с пивной карты Беларуси, хотя   продолжает работать и варить восемь сортов пива.
Кредиторская задолженность в 1,8 миллиона долларов и резко возросшие цены на энергоносители поставили завод за порог платежеспособности. Единственный шанс сохранить наследие Кунца  (130 лет назад гродненский промышленник основал завод) – это перепрофилировать его с помощью инвестиций и кредитов.
По генеральному плану развития города на этом месте может быть создан развлекательный центр. Как сообщил директор предприятия Андрей Лосев, подготовлен инвестиционный проект на 12 миллионов у.е. с рестораном, пивным броваром в подвалах, танцевальным залом. Однако желающих  оплатить долги УДП «Гродненский пивзавод», чтобы потом, разрушив и отреставрировав старое, построить новое, пока не находится. Хотя как объект туризма он достаточно интересен. Например, есть данные, что потомки Кунца сегодня живут в Италии…

Свято место…
Завод умер, да здравствует завод! По госпрограмме, новое пивоваренное предприятие мощностью 2 миллиона дал должно начать варить хмельной напиток уже в этом году.  Планировалось, что будет оно называться «Кунцевский пивовар», был назначен директор, определена квота, сроки, место  в границах свободной экономической зоны. Но проект так и не увидел свет. Прежде всего потому, что учредители не смогли выполнить все обязательства. Сегодня интерес к проекту остается. Есть намерение возродить идею только с другими собственниками и с похожим названием. Однако официальных сообщений по этому поводу не поступало.
… А пока в магазинах области по-прежнему продают  пиво гродненского разлива. Шанс, что  хотя бы «живое» пиво сможет остаться в броваре и  осесть в кружках любителей натурпродукта, как никогда эфемерен.

Инна МАКСИМЧИК

Эксперт «Вечёрки»

Вадим Сехович, обозреватель, создатель портала для пивоваренной компании «Сябра»:

– Не думаю, что снятие ограничений сильно повлияет на объемы продаж белорусских заводов. У нас и так российское пиво представлено довольно широко, возможно, добавится 200 – 300 тысяч дал, но это капля в море. Чтобы успешно конкурировать, главное – улучшить качественные характеристики  и продолжить уверенную тенденцию наращивать объемы, необходимо продвигаться в маркетинге и рекламе. Безусловно, с вхождением российского пива на мелких заводах можно поставить крест. Скорее всего, останется шестерка крупных, включая лидский пивзавод (по итогам прошлого года он переместился  со второй на третью позицию в отрасли, гродненское из 12 занимает 10 место). Важный фактор для модернизации – к лету появятся иностранные компании. Хотя в каждой из них есть российские корни.  Например в BBH  из 18 заводов 10 находятся в России.