Суббота, 25 мая
  • Погода в Гродно
  • 11
  • EUR2,3252
  • USD2,0793
  • RUB (100)3,2206
TOP

Маршрутка-невидимка

Легальные и «серые» перевозчики делят пассажировИз громкоговорителя на автовокзале раздается обращение к пассажирам. Администрация призывает не попадаться на удочку нелегальных перевозчиков, машины которых паркуются поблизости

«Просто хватают за рукав и выводят из автобуса», – рассказала заместитель директора автовокзала Людмила Чурукевич. Возят на бусах и легковушках. Обещают домчать за три часа. Но, как утверждает директор вокзала Виктор Чижик, не факт, что поездка не обернется происшествием. «Пассажир не застрахован от несчастного случая, – сказал начальник отдела автопарка №1 Владимир Новик. – Не дай бог, что случится: нет билета, который является одновременно договором на перевозку, и человек не сможет защитить свои права».
По сведениям оператора пассажироперевозок автопарка №1, в минском направлении «серые» маршрутки забирают до 20 процентов пассажиров. «На Свислочь, Озерный – вообще беспредел. Это не конкуренция, а целое подполье», – говорят сами водители. По некоторым оценкам, только в Минск регулярно ходит около десяти «левых» машин.

Родственники своих не сдают
Между тем, по данным филиала Транспортной инспекции Минтранса по Гродненской области, совместно с ГАИ и налоговыми инспекциями за весь прошлый год в 150 проверках выявили лишь 14 фактов перевозок без лицензии. Автотранспорт при этом не конфисковывался, сумма штрафов составила 3 миллиона 680 тысяч рублей. Как рассказал заместитель начальника филиала транспортной инспекции Владимир Борута, поймать «серых» перевозчиков трудно, так как они знают сотрудников в лицо и при их появлении исчезают. Во время рейдов применяют метод контрольной закупки или подсадки, но и тогда во многих случаях пассажиры встают на сторону водителя и утверждают, что они его родственники или знакомые. Транспортная инспекция формирует банк данных на нелегалов. Его используют для целевых проверок.  
«Серые» составляют конкуренцию и частникам. Директор ООО «ЗЕТ» Сергей Якшевич озабочен тем фактом, что, по его мнению, у руководства вокзалов нет заинтересованности в том, чтобы избавиться от нелегалов: «Мы выходили с предложением к госпредприятию «Минскпассажиротранс» установить видеокамеры на входе в автостанцию, но не встретили понимания».

Колесо раздора
Стремление уйти из легального бизнеса в тень обусловлено как хорошими заработками, так и трудностями в организации регулярных перевозок. За одну поездку Гродно – Минск – Гродно водитель девятиместного буса «поднимает» почти 100 долларов за вычетом накладных расходов, а таких рейсов совершают по три в день.
В 2004 году ввозные пошлины на транспортные средства для коммерческого использования были подняты до уровня, когда они носят запретительный характер. Это вынудило многих перейти на микроавтобусы российского производства, которые являются менее надежными, безопасными, комфортабельными и экологичными по сравнению с западными аналогами. Такой переход привел также к росту затрат.
Взаимоотношения с оператором также не всегда гладкие. Правами оператора перевозок наделены именно государственные автопарки. Таким образом, они одновременно и перевозят пассажиров, и регулируют весь рынок, включая деятельность прямых конкурентов – частных перевозчиков. Частники отмечают также дискриминацию при продаже билетов через кассы. Требования, выдвигаемые законодательством к перевозчикам, зачастую являются более жесткими, чем к государственным.
Алёна СИНЕВИЧ

Справка «ВГ»

Ежедневно из Гродно в Минск автобусы и маршрутки отправляются 44 раза, из них на долю государственных перевозчиков приходится 26 рейсов. Наметилась тенденция роста количества лицензионных карточек и лицензий. К концу 2006 года имелось 983 лицензии на автобусы и 708 – на автомобили-такси, годом раньше их было 501 и 511 соответственно.

Кстати

С 31 января по рекомендации Министерства транспорта и коммуникаций лицензионные карточки на международные перевозки для автомобилей с числом мест менее девяти выдаваться не будут. Это касается перевозок в коммерческих целях. Заместитель министра  Иван Щербо ссылается при этом на требования Европейской экономической комиссии Экономического и социального Совета ООН. В соответствии с ними с подписанными соглашениями Республики Беларусь для автомобильных перевозок должен применяться транспорт, оборудованный для более чем девяти пассажиров включая водителя. Минтранс запрещает также использовать для международных перевозок легковые авто.